ТХЭКВОНДО (WT)

Личный кабинет

Пользователь: Пароль:


 

Тхэквондо-эволюция формальных комплексов пхумсэ. Часть 2.

На протяжении 1950-х и начале 60-х годов, когда тхэквондо ещё находилось в зачаточном состоянии, практика poomsae  состояла в основном из упражнений, полученных из этих Окинавских, японских, а также китайских дисциплин. Корее был настоящий бум боевых искусств, но большинстве направлений  преподавали только голую технику рукопашного боя, причём иногда, техника японских единоборств выдавалась за древнекорейскую. Тем не менее, сильное желание создать дисциплину с четко выраженным корейским стилем существовало у многих мастеров. Молодой генерал-лейтенант Чхой Хонг Хи, представитель школы Одокван провозгласил идею слияния школ и создания единого стиля. Правительство Республики Корея поддержало идею по унификации школ и созданию общенационального боевого искусства нового типа. В период с 1955 по 1988 год, при содействии Tae Hi Nam, Young Il Kong, Cha Kyo Han, Chang Keun Choi, Jae Lim Woo, Kim Bok Man and Jung Tae Park, в попытке оторваться от прошлого, Чхой создал систему комплексов  формальных упражнений, которые несут тень методов, взятых из его обучения каратэ-до.

Чхой Хонг Хи окончательно завершил «шлифовку» своей системы комплексов в 1980-х годах и полностью удалил из арсенала тхэквондо ката каратэ; в настоящее время в тхэквондо по версии ITF официально 24 комплекса под названием «тыль». Согласно идеям генерала, они соответствуют 24 часам суток и существенно отличаются от других тем, что движения тела, переходы от позиции к позиции совершаются в них волнообразно.

 

Революционные комплексы упражнений.

После отъезда Чхой Хонг Хи из Кореи и окончательного становления Корейской Ассоциации Тхэквондо наряду с созданием Куккивон и Всемирной Федерации Тхэквондо, с целью устранения любых следов иностранного влияния в создаваемом искусстве. Молодым поколением специалистов-практиков, не подверженных непосредственному влиянию японских инструкторов, в течение восьми лет были разработаны три революционных комплекса формальных упражнений. Из них старейшие серии poomsae Palgwe и Yudanja, созданные в период между 1965 и 1967 г., были предназначены для проверки знаний на цветные пояса или ученические ступени «гып», и черные пояса или мастерские ступени «дан», соответственно. Частично вдохновленные ката Pinan(Хэйан), восемь Palgwe poomsae отражают философские учения, взятые из древней " книги перемен", или " и-Цзин " и, как правило, подчеркиваются выполнением низких стоек с использованием различной эффективной техники рук.

Кроме того, по мере продвижения от одной формы  к другой увеличивалась сложность технических компонентов чётко определяющих уровень подготовки. Аналогичным образом, были созданы и утверждены Yudanja poomsae включающие в себя: Коре, Keumgang, Тэбэк, Pyongwon, Sipjin, Jitae, Cheonkwon, Хансу и Ильё. В настоящее время все 9 форм по-прежнему  санкционированы Kukkiwon и Всемирной Федерацией тхэквондо (WTF). В стороне от их технического разнообразия, движения Yudanja poomsae следуют линиям написания китайских и корейских иероглифов, которые изображают философское понятие, характеризующее каждое poomsae. Комитет членов, участвующих в формировании Palgwe и Yudanja poomsae состоял из представителей следующих корейских школ: Гын Сик Квак (Chung Do Kwan), Юнг Сап Ли (Song Moo Kwan), ке Юн ли (Han Moo Kwan), Хэ Мэн Пак (Han Moo Kwan), Чен мен Хен (Oh Do Kwan), Сун Бэ Ким (Chang Moo Kwan) и Чон-Ву Ли (Ji Do Kwan).

 

Тхэквондо - дитя перемен.

С момента своего основания в период  середины ХХ века, тхэквондо постоянно меняется и продолжает развиваться. Стремление к модернизации продолжается, не ослабевая. Даже сегодня, при очередном посещении  вузов taekwondology и Куккивон в  Корее, или центров обучения тхэквондо по всему миру, технические улучшения очевидны. Неудивительно, что через 10 лет после введения серии комплексов  Palgwe, решено было её модернизировать.

 В 1972 году, существующие комплексы Palgwe были заменены на Taegeuk poomsae. В практическом смысле, Taegeuk poomsae были исключительными в том, что они содержали так называемую позицию шага (высокую стойку) в сочетании с большим процентом ударной техники, чем их предшественники. Кроме того, тхэквондо начало развиваться в олимпийский вид спорта  и был необходим метод, чтобы обучать и тренировать высокую боевую стойку, используемую в спарринге, и эти новые poomsae полностью соответствовали этой цели. Если смотреть сверху, характер перемещения в рамках этих форм соответствует китайскому символу  “царь”. Тхэгык дословно переводится как «Великий Предел» и является одной из основных категорий восточной философии, которая тесно связана с концепцией восьми триграмм, символизирующей цикл непрерывных превращений, которые постоянно происходят как с самим человеком, так и с миром, который его окружает. Восемь триграмм представляют собой комбинации трех черт, которые могут быть сплошными или прерывистыми. Каждая триграмма символизирует определенные процессы и состояния. Каждому пхумсэ из группы Тхэгык соответствует определенная триграмма, а пхумсэ символизирует те свойства, которая она выражает. 4 основных триграммы изображаются на национальном корейском флаге. Именно они и послужили основой для обозначения серии Taegeuk poomsae.

Одновременно с созданием Taegeuk серии, существующий poomsae Коре заменили новым, более сложным, комплексом носящим то же имя. Начинающийся резким блоком рука-нож в задней (обратной) позиции с двумя последующими боковыми ударами ногой различной высоты, Kukki Коре poomsae был признан соответствующим испытанием для обладателей черного пояса и достойным средством, чтобы оценить знания для продвижения на 2-й дан. Надзор за эволюционным процессом  Kukki Коре и серии Taegeuk  также осуществлялся представителями основных школ боевых исскуств Кореи.

Сегодня, требования к исполнению техник poomsae сильно варьируются от организации к организации, от школы к школе. На основе указа Kukkiwon 1970-х годов об утверждении Taegeuk серии вместо серии Palgwe, подавляющее большинство мастеров-инструкторов, к сожалению, отказалось от практики последнего в пользу новых комплексов в целом. Аналогичным образом, первоначальная итерпретация Коре был замена радикально отличающейся версией, санкционированной Всемирной Федерацией Тхэквондо, Kukkiwon и Корейской Ассоциацией Тхэквондо. Тем не менее, школы в  поддержку классического подхода к обучению часто используют Palgwe чтобы лучше понять и изучить то, что ныне известно как оригинальные комплексы(recognise poomsae). Кроме того, в качестве дополнения к традиционным учебным планам, многих poomsae, изучаются элементы, имеющие прямое происхождение от японских/Окинавских и китайских аналогов. Несколько изменённые, чтобы соответствовать основным требованиям тхэквондо, используются элементы формальных упражнений, таких как Balsek (Бассай), Чиль-ки (Тэкки/Nihanji), Yunbee (Эмпи), Sip-СУ (Jitte) и Дзион.

Согласно принципам Инь/Ян, или двойственности противоположностей, вопрос практики формальных упражнений - это палка о двух концах; утрата процесса обучения poomsae в целом, в пользу стратегии развития спортивного спарринга является грандиозных проблемой, т.к. отрицается множество практических преимуществ, связанных с процессом изучения боевого исскуства. Аналогичным образом, попытка овладеть каждым шаблоном только в рамках требований Kukkiwon и традиционного тхэквондо размывает практическое применение приемов встроенных в форму или полностью его игнорирует. В конце концов,  Фунакоши любил повторять, что “старые мастера имея узкое поле, пашут глубокую борозду.”

 

Перспективы сохранения традиционного Тхэквондо.
Во многих кругах сегодня говорят о том, что если традиционные методы обучения тхэквондо следует сохранить, это будет происходить при участии стран Запада. Это утверждение частично основано на том, что многие из основателей этого боевого искусства больше не находятся в пределах границ Кореи и  уже давно переехали  рубеж. В связи с развитием Олимпийского направления Тхэквондо перестало быть чисто корейским. Кроме того, существует большое количество инструкторов за пределами Кореи, кто выступает за практику формальных упражнений в сочетании с практическими приемами самообороны, как признаками традиционного тхэквондо, в отличие от олимпийского стиля спарринга и практики боевых искусств как метода физической подготовки. Очевидно, что именно эти факты, станут  защитой богатого наследия традиционного тхэквондо и создадут благодатную почву для сохранения и развития уникального искусства формальных упражнений.

По материалам сайта http://ymaa.com

 

13 Май 2014, 1809 просмотров.