Главная О тхэквондо Психология победы

Специфика тхэквондо как вида воинских исскуств или восточных единоборств заключается в его профессиональной ориентации на контактный поединок. Для тхэквондо спарринг является системообразующим началом, а нокаут и нокдаун – целью единоборства, поэтому весь тренировочный процесс от постановки дыхания до отработки сложной техники сугубо функционален и в идеале направлен на достижение победы над противником посредствам нокаута.

Основная установка бойца тхэквондо не на запугивание, не на «разоружение» или снятие агрессии, а на полное подавление соперника как поединщика. Тхэквондист – это профессиональный воин от спорта, у которого навыки боя доведены до условных рефлексов, не проявляющиеся в мирной жизнедеятельности, но мгновенно и автоматически включающиеся в условиях чрезвычайной или экстремальной ситуации, на которые богат спортивный поединок в условиях соревнований. От сюда следует, что особенности боевой психорегулирующей подготовки (БПТ) в тхэквондо будут заключаться именно в подготовке психике бойца к довольно жестким экстремальным требованиям контактного поединка, для которого характерна необходимость максимального напряжения физических, эмоциональных и психических сил.

Кроме того, для БПТ в тхэквондо является значимой направленность на формирование у спортсмена – бойца в первую очередь высоких психологических показателей спортивной формы. К ним относятся:

• Отличное психическое самочувствие, в основе которого лежит надлежащее развитие мышечной систем, хорошая работа дыхательной и сосредоточенно-сосудестой систем, нормальное протекание процессов обмена, что возможно лишь при совершенной деятельности центральной нервной системы;

• Высокая (по сравнению с обычным состоянием) эффективность психических процессов и функций, особенно тех и в тех формах, которые имеют непосредственное отношение к условиям контактного поединка соревнований;

• Быстрое и отчетливое протекание процессов восприятия и мышления (числом ошибок при этом сводится до минимума);

• Повышенный объем внимания, сосредоточенность или распределение зависимости от конкретных требований, предъявляемых протекание поединка), способность противостоять действиям посторонних, отвлекающих раздражителей;

• Точные, хорошо координированные движения и действия со строго регламентированными динамическими усилиями;

• Быстрый и правильный процессы реакции;

• Повышенная способность к максимальным волевым усилиям;

• Стенические (положительные), эмоции, твердая установка на достижение победы, уверенность в своих силах и умение проявить необходимые для преодоления трудностей волевые усилия;

• Усиленный контроль со стороны спортсмена за своими действиями, наиболее совершенное управление ими;

• Наличие непосредственно перед соревнованием быстрой и эффективной мобилизационной готовности, способности мгновенно включится выполнения спортивных действий.

Состояние спортивной формы создается в процессе длительной БПТ на протяжении всех периодов тренировки. Таким образом, можно сделать вывод, что особенностью БПТ в тхэквондо является специальная психологическая подготовка бойца к эффективному участию предстоящем конкретных соревнованиях, где основная ориентация идет на довольно «жесткий» экстремальный поединок в полный контакт, конечной целью которого часто являются, т.е. полное подавление оного из соперников как поединщика.

Следует также добавить, что специальная психологическая подготовка спортсмена тхэквондо, являясь важнейшей и конечной задачей его подготовки, не может быть результативной, если не опирается на его общую психологическую подготовку, понимаемую как всемирное развитие в процессе систематических тренировочных занятий психических функций, психологических качеств личности и умений регулировать свое «общее» состояние, формировать оптимальное «боевое» состояние, необходимое спортсмену для успешной спортивной деятельности.

Примерная программа психологической подготовки в тхэквондо:

1.СПЕЦИФИКА. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОТРЕНИГА В СПОРТЕ
Введение. Психологические показатели спортивной формы. Стенические и астенические эмоции. Экстремальная психопедагогика. Цель и задачи психотренинга в спорте.
2.ПРИНЦИПЫ ПСИХОТРЕНИНГА В СПОРТЕ
Общедидактические принципы. Принципы саморегуляции. Принцип мотивированной заинтересованности. Принцип доминирующей эффективности. Принцип отсроченного эффекта. Принцип содержательной эффективности. Принцип вербализации. Принцип дозирования.
3.ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
Общая характеристика экстремальных ситуаций. Психогенный характер экстремальных ситуаций. Психологические реакции человека в экстремальных ситуациях. Экстремальная подготовленность человека.
4.ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОТРЕНИНГА
Основы функциональной организации двигательных структур мозга. Психофизиологические результаты активизации функций правого полушария головного мозга. Нейрофизиологические механизмы идеомоторной тренировки.
5.ОПТИМАЛЬНОЕ БОЕВОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТСМЕНА
Психофизиологическая характеристика ОБС. Физический, эмоциональный и ментальный компоненты ОБС. Методы диагностики оптимального боевого состояния спортсмена.
6.МЕТОДЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ГЕТЕРОРЕГУЛЯЦИИ
Задачи психической гетерорегуляции. Средства и методы гетерорегуляции. Гипносуггестия методом репортаж. Гипноз. Нейролингвистическое программирование.
7.МЕТОДЫ ПСИХИЧЕСКОЙ АУТОРЕГУЛЯЦИИ
Наивная психорегуляция. Аутогенная тренировка. Волевая саморегуляция. Психотоническая тренировка. Психорегулирующая тренировка. Идеомоторная тренировка. Психомышечная тренировка. Психологическая преднастройка и аутогипноз. Психотехника боевого транса.
8.ПСИХОТРЕНИНГ ПО МЕТОДУ ХОСЕ СИЛЬВЫ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Альфа-уровень сознания. Методика достижения альфа-уровня сознания. Самопрограммирование на успех в спорте. Спусковые механизмы психики. Развитие антиципации. Ментальная техника во время и после соревнований.


Личный кабинет

Пользователь: Пароль:

Контакты
  • Адрес: г. Владивосток, ул. Батарейная, д. 2а
  • Тел: +79046295884,
    Тел: 8 (423)2400-403,
    Тел: 8 (423)2400-284,
*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся.